Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель

Позвоните
8 (495) 626-26-05

И мы подберем репетитора
Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Математика > 11 класс > Иррациональные уравнения: алгоритм решения и примеры

Иррациональные уравнения

 

Уравнения, в которых под знаком корня будет содержаться переменная, называются в математике иррациональными. Примером иррационального уравнения может служить следующее уравнение:

3√x - 5 = 0.

Для наглядности изложения рассмотрим следующий пример: решить уравнение √(x^2 - 5) = 2. Сначала необходимо избавиться от корня. Возведем обе части уравнения в квадрат, получим:

x^2 – 5 = 4.

Приведем подобные слагаемые, получим x^2 = 9. Корнями этого уравнения будут числа x = 3 и x = -3. Если подставить эти числа в исходное уравнение, то получим верные равенства:

√(3^2 - 5) = 2,
√((-3)^2 - 5) = 2. 

Следовательно, x = 3 и x = -3 будут являться корнями этого уравнения.

Ответ: х = 3, х = -3.

Примеры решения иррациональных уравнений

Но не всегда уравнения решаются так просто. Рассмотрим следующий пример: решить уравнение √x = x - 2. Возводим по аналогии обе части этого уравнения в квадрат. Получаем x = x^2 - 4*x + 4.

Приводим подобные слагаемые и получаем следующее квадратное уравнение x^2 - 5*x - 4 = 0. Решаем это уравнение любым из известных способов, получаем два корня x = 1 и x = 4. Подставим эти корни в наше исходное уравнение, тем самым выполним проверку.

√4 = 4 - 2. 

Получилось верное равенство следовательно х = 4 является корнем этого уравнения. Подставляем 1:

√1 = -1. В левой части получили отрицательное число -1, а в правой единицу. Равенство не выполняется. Следовательно, х = 1 не является корнем этого уравнения.

Ответ: х = 4.

Таким образом, мы убедились, что при решении иррациональных уравнений могут получиться побочные корни. И все решения полученные решения необходимо проверять.

Также уравнение может не иметь решений. Например, следующее уравнение √(x - 6) = √(4 - x) при решении дает один корень: х = 5. Но если его подставить, то не получится верного равенства. Следовательно, данное уравнение не имеет решений.

Бывают случаи, когда удобнее не подставлять полученные корни, а сразу решать уравнение, используя равносильные переходы. Пример: решить уравнение √(x - 2) = x - 8

По определению √(x - 2) не может быть отрицательным числом. Следовательно, и правая часть уравнения не может быть отрицательной. Тогда исходное уравнение равносильно следующей системе:

{ x - 2 = (x - 8)^2

{ x - 8 > = 0.

Решим первое уравнение системы. Оно будет равносильно квадратному уравнению x^2  -17*x + 66 = 0. Решив его, получим корни х = 11 и x = 6. Условие, записанное во втором неравенстве системы, будет выполнено только для корня х = 11. Следовательно, это и будет ответом уравнения.

Ответ: х = 11.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Электронный учебник по английскому языку: все темы школьной программы
Следующая тема:   Степень с рациональным показателем: их основные свойства
Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.



Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


График квадратичной функции
Решение показательных уравнений и неравенств
Умножение одночлена на многочлен
Линейное уравнение с двумя переменными
Понятие одночлена и его стандартный вид

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История