Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель

Позвоните
8 (495) 626-26-05

И мы подберем репетитора
Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 9 класс > Роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа

 

Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:

  • Глава 1: Бэла,
  • Глава 2: Максим Максимыч,
  • Глава 3: Предисловие к журналу Печорина,
  • Глава 4: Тамань,
  • Глава 5: Княжна Мэри,
  • Глава 6: Фаталист.

В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.

Композиция романа Герой нашего времени

Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует глава Княжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.

Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.

Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности - дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.

Проблема героя в романе

Проблема же героя в этом романе связана с вопросом о том, от чьего лица ведется рассказ. Повествователей в романе трое, и все они описывают Печорина по-разному. Во-первых, некий Автор - это поэтический рассказчик, который подчеркивает в Печорине романтические черты «Героя нашего времени» и отвергает все рациональное. Во-вторых, Максим Максимыч - он крайне прост, описывает только то, что слышал или видел сам. Это достоверно, но он не способен понять Печорина. И, наконец, сам главный герой допускает подробное самоописание - излагается и внешняя ситуация, и объяснение мотивов его поступков, и какие-то философские принципы.

Скорее всего, располагая главы романа не в хронологическом порядке и введя в роман такую сложную систему рассказчиков, Лермонтов стремился раскрыть характер своего героя со всех сторон. Помимо этого приема, Лермонтов также использует других второстепенных героев романа для раскрытия характера Печорина. В некоторой степени ему это удалось, однако Печорин все равно остается одним из самых загадочных и непонятых героев в русской литературе. 


Предыдущая тема: «Герой нашего времени»: смысл названия романа, черты романтизма
Следующая тема:   Личность и общество: «самопознание» и психологизм героя Лермонтова
Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.



Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Трагедия как драматургический жанр и рассказ как эпический жанр
Пушкин: «Капитанская дочка» и «Моцарт и Сальери»
Герои и обстоятельства: поступки и их нравственная ценность
Роберт Бернс Эпиграммы и эпитафии
Анализ «Обломова» Гончарова

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История