Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель

Позвоните
8 (495) 626-26-05

И мы подберем репетитора
Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 9 класс > Особенности литературного процесса 40-60-х годов XIX века

Особенности литературного процесса 40-60-х годов XIX века

 

1840-1855 годы в истории России - это окончание правления Николая I, годы самого сурового режима. Николай принимал все меры, чтобы уберечь Россию от литературной суеты Европы, поэтому ужесточил цензуру.

В литературе в это время царит романтизм, милый сердцу императора. Однако творчество Гоголя, который не был романтиком, показало, что можно найти и альтернативное направление. Таким образом, зародилось то течение в русской литературе, которое впоследствии стало началом критического реализма - это т.н. натуральная школа.

Критический реализм - альтернатива классическому романтизму

1834 год – выходит статья Белинского в «Отечественных записках», где он говорит о том, что русскую литературу ждут большие изменения, появление новых имен и персоналий. Главенствовать предписывается критическому направлению, которое будет обнажать все язвы общества. Роль критика будет важна – он понимает, оценивает, хотя дистанцирован от литературного процесса, может судить о состоянии литературы.

«О русской повести и повестях г-на Гоголя» - статья Белинского, где он говорит о том, что критическое направление воплощает точнее всего Гоголь; именно его творчество должно стать образцом для всех прочих писателей. Этой статьей Белинский подводит черту под эпохой Пушкина – тот признается устаревшим, актуально сейчас писать о настоящих бедах общества.

Натуральная школа: противники романтизма и... Николая

На почве этого увлечения Белинский сошелся с Некрасовым, который еще не был состоявшимся писателем, а занимался злободневной работой. Таким образом, в Петербурге, вокруг журналов Отечественные записки и Современник, сформировалась группа авторов  (близких друг другу по возрасту и по взглядам), которые объявили себя противниками романтизма и Николая. Они хотели делать «иную» литературу, отличную от официальной, тяготевшей к романтизму. Сработал принцип Белинского – равняться на Гоголя – его считали едва ли не воплощением Писателя. Компания собралась приличная: Достоевский, Тургенев, Грегорович, Даль, Гончаров, Некрасов, Фет... Критику там представлял Чернышевский.

1845-1846 годы – они выпускают две части «Физиологии Петербурга» и «Петербургский сборник». Булгарин напечатал на них язвительную рецензию в «Северной пчеле» – затея ему не нравилась, направление Белинского он не одобрял. Авторов он назвал «натуральной школой», т.к. они не творили ничего художественного, только изображали то, что видят. А Белинскому это название понравилось, компания его и приняла.

«Физиологию Петербурга» открывала вступительная статья Белинского, где отражались все идеи натуральной школы – своего рода манифест натуральной школы. А Чернышевский написал диссертацию Эстетические отношения искусства и действительности, где озвучивал тезис Прекрасное есть жизнь!, т.е. литература должна не придумывать что-то, а описывать простой быт.

Маленький человек - главная тема натуральной школы

Термин «физиология» появился не случайно. Главной целью натуральной школы была максимально точная и многогранная фиксация всех сторон жизни обычного человека – хоть крестьянина, хоть помещика... Надо было детально описать все его существование – что он ест, где спит, что читает. Главной темой становится маленький человек, которого заедает окружающая среда. Авторы старались передать язык низших слоев населения.

Это течение существовало около десяти лет.

В 1855 году умер император Николай. За ненужностью - исчезновением официального романтизма в литературе - натуральная школа развалилась.  Однако все ее участники остались верны своим литературным идеям, тема маленького человека сохранилась. Все эти авторы вместе составили новое направление - реализм.

Влияние натуральной школы сохранялось в русской литературе вплоть до конца XIX века. Впоследствии почти все достойные русские писатели следовали лозунгу: Все мы вышли из гоголевской Шинели.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Оценка поэмы Мертвые души русской критикой: Белинский, Герцен, Шевырев
Следующая тема:   Островский - великий русский драматург: мир купечества в комедиях
Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.



Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев
Анализ «Обломова» Гончарова
Смешное и грустное в рассказах Чехова
Стихи о смысле жизни
История создания комедии «Горе от ума»: причины, главная трагедия

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История