Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель

Позвоните
8 (495) 626-26-05

И мы подберем репетитора
Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 9 класс > «Пророк» Лермонтова: пафос непокорности, вольности, бунтарства

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

 

С чем у нас ассоциируется первая половина 19 века? В первую очередь, это жандармистская политика государства, политические преследования оппозиционных движений, усиление гнета над низшими слоями общества.

Все литературные произведения того периода выражали открытое противостояние действующей системе, однако наиболее яркая смелая непокорность присуща стихам Лермонтова.

Наверное, произведения М. Ю. Лермонтова не носили бы такой бунтарский характер, если бы он сам не стал жертвой деспотичной государственной машины, которая фактически сломала его жизнь.

Предпосылки к началу бунтарства в творчестве Лермонтова

Юношеские мечты поэта о том, что его государство станет гуманистическим и либеральным, защищающим права и свободы граждан необратимо начали разбиваться об суровую реальность действительности.

Лермонтову, как и каждому патриоту своей Родины, хотелось видеть Россию другой. Это желание и было высказано на раннем этапе творчества. Императорская власть, чтобы предотвратить возможные оппозиционные вспышки в обществе, приняла суровые меры против вольнодумства Лермонтова – отправила его воевать на Кавказ.

Там противостояние и бунтарство автора еще больше усилилось и вылилось в настоящую антиправительственную борьбу.

«Пророк» как призма собственного сознания

Стихотворение « Пророк» Лермонтов создал как продолжение пушкинского одноименного произведения. Вся сумасшедшая энергетика автора, неуемное желание свободы мысли и слова нашли выход в этом произведении.

«Пророк» в фактическом смысле стал зеркалом для власти и общества того времени. Социум, уже настолько втянулся в тот вектор жизни, который навязало ему государство, что уже перестал замечать то, что превратился в раба Императора.

Более того, нация в своем большинстве не воспринимала людей, которые старались просветить ее и вдохновить на изменения. Такую толпу, которая лишена способности не только мыслить, но и реально воспринимать окружающий мир, Лермонтов изображает в « Пророке».

Лирический герой, которым овладела жажда свободы, старается вразумить окружающих его людей, но натыкается на стену непонимания. Его охватывает отчаяние, ведь он не может спокойно смотреть, как нация погибает в собственной непросвещенности и безразличие к происходящим событиям.

Прототипом главного героя является сам автор, Лермонтов продолжает миссию пророка Пушкина, однако народ не готов к тому, чтобы принять его мысли и последовать за ним, более того, не видит объективных причин это делать.

В этом заключается весь трагизм произведения. Нация, не созревшая для открытого бунтарства и противостояния, обрекает себя на продолжение жизни в обмане, в покорности, и в моральной грязи.

В конце произведения, Лермонтов называет людей просто толпой, так как они потеряли то, что делало их полноценным сознательным обществом. Однако, несмотря на это лирический герой не отчаивается и верит, что будущие поколения, которые сменят своих «слепых» родителей, исполнят его миссию.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Лермонтов: судьба поэта, основные мотивы лирики
Следующая тема:   Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.



Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Анализ «Стихотворений в прозе» Тургенева
Анализ «Палаты № 6» и «Человека в футляре»
Литературный герой и читатель
Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы
Анализ романа Отцы и дети Тургенев И.С.

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История