Вход
Регистрация



E-mail: 
Пароль: 
Забыли пароль?
Номер телефона: 
E-mail: 
Зарегистрироваться
Закрыть панель
Заполните следующие поля:

Предмет:
Контактный телефон:
Ваши пожелания:
Отправить заявку
Закрыть панель

Позвоните
8 (495) 626-26-05

И мы подберем репетитора
Оставить заявку на
подбор репетитора

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная >  Wiki-учебник >  Литература > 10 класс > «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и Лермонтова

Теории «сверхчеловека» в литературе

 

Введение в литературу образа т.н. сверхчеловека стало актуальным в первой трети XIX веке. У этой тенденции было две причины.

Во-первых, едва ли не главенствующим литературным направлением в это время становится романтизм, главная задача которого - отображение конфликта личности и общества. Конечно, гораздо больше писателям нравилось описывать конфликт с обществом человека, который словно бы выше других, которого из-за этого не могут понять и принять простые обыватели... Во-вторых, как раз в это время на мировой исторической арене появляется Наполеон Бонапарт - талантливый император и полководец, потерпевший в конечном счете поражение. Именно его судьба стала прототипом для многих образов литературе XIX века, его принимали за праобраз классического сверхчеловека.

Таким образом, можно догадаться, что после войны 1812 года двое самых известных российских писателя А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, никак не могли не ввести в свое творчество столь модный образ сверхчеловека. Стоит добавить, что оба этих писателя находились под сильным влияние романтизма, поэтому в их творчество проникли еще и некоторые байронические мотивы.

Байронические мотивы в творчестве Пушкина и Лермонтова

Этим термином принято называть произведения, которые отличает ряд характерных черт: автобиографичность произведения, резкий конфликт главного героя со средой, а также соединение жанра элегии и гражданского романтизма. Главной идеей байронических произведений становится тема борьбы. В русскую литературу эти тенденции ввел Пушкин: его т.н. южные поэмы - Кавказский пленник, Бахчисарайский фонтан и Цыганы являются примерами байронических поэм.

Особенно яркими в этом отношении являются поэмы Кавказский пленник и Цыгане. В первой все получается совсем классически: разочарованный в жизни пленный офицер (видимо, списанный с самого Пушкина в годы южной ссылки) находится в конфликте с окружающим его миром - поэма полностью соответствует принципам Байрона. В Цыганах же все немного сложнее: хотя главный герой Алеко и конфликтует с цыганскими обычаями, он пришел к цыганам сам, он не пленник. Однако он не принимает их правил, таким образом, понимание свободы как свободы только для себя делает его типичным сверхчеловеком. 

Некоторые из таких мотивов сохраняются и в романе Евгений Онегин. Здесь Пушкин также представляет Онегина типичным сверхчеловеком, героем своего времени - он эгоистичен и насмешлив, мыслит себя выше других. Однако стать Наполеоном - не его судьба, он не нужен этому обществу. Поэтому Онегин превращается в лишнего человека, способного лишь хандрить. Хотя этот конфликт с обществом добавляет его образу байронических черт.

У Лермонтова же в романе Герой нашего времени образ Печорина можно назвать байроническим без оговорок. Также очевидно, что перед нами типичный сверхчеловек, который потом, как и Онегин, станет человеком лишним. В романе сразу видна автобиографичность: мысли Печорина - это мысли Лермонтова, события его жизни во многом перекликаются со ссылкой самого Лермонтова на Кавказ. Герой Печорина постоянно находится в конфликте с окружающими его людьми, стремится к свободе, но получить ее не может.

Печорин - это герой, ставший пленником своего времени. Он мог бы реализовать все свои способности, на самом деле, он гораздо выше всех окружающих. Но жизнь не дает ему такой возможности, у него нет выбора жизненного пути - он вынужден просто переносить все жизненные трудности. 

Однако сам Лермонтов точнее всего сформулировал байронические черты своих произведений в стихотворении Нет, я не Байрон, я другой.... Этим он доказывает, что не зря некоторые называют его русским Байроном - умело поместив своего героя в реальную жизненную ситуацию, он описывает его по-романтически мрачное существование и безвыходность.


Предыдущая тема: Философско-эстетические воззрения Ницше
Следующая тема:   Анализ романа Преступление и наказание - Ф.М. Достоевский
Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.



Общеобразовательные предметы:


Математика
Физика
Информатика
Химия
История
География
Биология
Литература
Обществознание
Экономика

Иностранные языки:


Английский язык
Русский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Португальский язык
Итальянский язык
Китайский язык
Японский язык
Норвежский язык

В этом разделе:


Героический эпос: миф и былина
Становление читателя
Проблема русского национального характера в поэме Мертвые души
Анализ романа «Война и мир» Льва Толстого
«Безумная Евдокия» Алексина

Wiki-учебник:


Что такое Wiki-учебник?
Математика
Русский язык
Геометрия
Физика
Английский язык
Литература
География
Обществознание
История